Под лестницей на «Мосфильме». В каких условиях снимали «Иронию судьбы»

0
693

Квартиры Жени и Нади оборудовали в павильоне «Мосфильма».

Деревня Тропарёво

— Фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», который рассказывает о событиях, происходивших в Москве и Ленинграде, в действительности снимался практически полностью в нашей столице. Хотя в Ленинграде съёмки тоже были: когда Надя гуляет по улице, мы с вами видим именно питерские легкоузнаваемые «точки». Специалисты по общественному транспорту уверяют, что периодически за спиной героини появляются трамваи, которые ходили только в Москве. Так что и в ленинградские кадры вмонтированы московские панорамы.

В ленте столица показана разной: в кадре возникает прекрасный храм Михаила Архангела, здание XVII в. в стиле нарышкинского барокко. Вокруг него — село Тропарёво, видны сохранившиеся деревенские дома. В «Иронии судьбы…» хорошо просматривается процесс расширения Москвы, включение в неё новых территорий.

1975 и 2016 г.г. В картине «Ирония судьбы…» Женя Лукашин (Андрей Мягков) живёт на 3-й улице Строителей, 25. Но на самом деле в кадре появляется дом 125 на проспекте Вернадского.
Фото: ; / Эдуард Кудрявицкий

В качестве эпиграфа к фильму идёт мультипликационный сюжет о том, как прекрасное здание, украшенное колоннами, превращается в безликую коробку. По иронии судьбы таким типовым показан район Тропарёво, который в 1970-е, напротив, представлял собой опытный полигон. Там отрабатывались современные на тот момент типы жилых зданий. Это были экспериментальные постройки, они отличались пестротой и разнообразием — разные цвета, разная высот­ность. Архитекторы, инженеры-конст­рукторы, строители даже получили Госпремию за архитектуру Ленинского проспекта и проспекта Вернадского.

3-я улица Строителей существовала до 1963 г., а потом была переименована в улицу Марии Ульяновой. Но в фильме съёмки проходили на проспекте Вернадского — квартира Жени Лукашина (Андрей Мягков) находилась в доме 125 (1) . А квартира главной героини, хотя по сюжету Надежда (Барбара Брыльска) живёт в Ленинграде, была в доме 113 на проспекте Вернадского (2). Эти дома действительно похожи — там построили несколько домов одной серии (И-99-47/406).

На самом деле всё снимали на улице около этих зданий, внутри съёмок не проходило. Грелись актёры в подъезде у лифта и в булочной неподалёку.

В одном из кадров герой Мягкова выходит из автобуса на улицу Шверника у рынка, где Павлик в исполнении Александра Ширвиндта покупал шампанское и мандарины. Там же снимался «проход» Жени Лукашина: под стихотворение Кочеткова «С любимыми не расставайтесь» герой идёт вдоль стеклянной галереи Дома аспиранта и стажёра (ДАС) МГУ (улица Шверника, 19) (3).

Баня…  на «мосфильме»

Квартиры Жени и Нади оборудовали в павильоне «Мосфильма» (Мосфильмовская ули­ца, 1) (4). Там выделили огромную площадь в 600 м2. Связано это с тем, что маленькие квартиры Жени Лукашина и Надежды снимали с трёх камер — это было новаторством, позволяло одновременно делать и дальний план, и ближний.

Знаменитую сцену в бане снимали вовсе не в Сандунах (Неглинная улица, 14, стр. 3-7) (5), а на том же «Мосфильме». Поздно-позд­но ночью под лестницей установили банные скамейки, весы, из настоящей бани привезли пальмы в кадках. С этими съёмками связан забавный эпизод. Артисты подменили бутафорскую водку на настоящую, чтобы отметить день рождения Александ­ра Белявского, каждый актёр принёс с собой по бутылке. По воспоминаниям Александра Ширвиндта, сняв первый дубль и ощутив неслыханный подъём, артисты потребовали второй дубль, потом третий… После чего Эльдар Рязанов — человек, не очень пьющий и по­этому не слишком понимающий, как выглядит сильное алкогольное опьянение, — крикнул: «Стоп! Они пьяные!» Начался страшный скандал. Актёры на следующее утро явились на киностудию «Мосфильм». Перед съёмкой каждого кадра Рязанов устраивал им «таможенный досмотр» — лично открывал бутылку, из которой они наливали воду, и нюхал, не пахнет ли водкой. Актёры подошли к Рязанову со словами: «Сложно будет смонтировать то, что мы снимали вчера, и то, что сняли сегодня. Ведь вчера мы были дейст­вительно «в процессе». А сегодня это актёрские потуги изобразить пьяных». На что Рязанов ответил: «Вот я и посмотрю, с какими артистами мне приходится работать. В противном случае для этих ролей можно было бы найти людей под забором». Но опять же по иронии судьбы в фильм вошли те самые первые кадры. Когда мы смотрим сцену в бане, герои действительно пьют самым настоящим образом…

На «Мосфильме» были проблемы с горячей водой. По сюжету Ипполит в исполнении Юрия Яковлева принимает душ прямо в одежде. В холодном сыром павильоне актёр стоял под душем, из которого лилась ледяная вода. Его фраза «Ой, теплёнькая пошла» была сказана не по сценарию, с иронией. Но этот момент был настолько забавным, что его не стали вырезать из фильма. А для Юрия Яковлева съёмки в этом эпизоде обернулись плохо, он тяжёло заболел.

Зима, когда снимался фильм, была бесснежная. И все улицы, которые попали в кадр, пришлось засыпать пенопластом, на крышах домов, попадавших в кадр, укладывали вату. Снег, который вьётся в воздухе, не что иное, как нарезанная бумага.

Когда «Ирония судьбы…» была утверждена для показа, у наших партийных деятелей, которые следили за нравственностью, возникли серьёзные опасения, что картина будет воспринята как фильм, пропагандирующий пьянство. И режиссёру было велено накануне премьеры приехать в телестудию «Останкино», чтобы выступить с небольшим вступительным словом, в котором рассказать о том, что этот фильм вовсе не про пьянство. И Эльдар Рязанов туда ездил, причём дважды. Первый раз он сказал, что это рождественская сказка. За что был отруган, потому что в СССР не может быть рождественской сказки. Так «Ирония судьбы…» стала сказкой новогодней…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here